Ua
Вхід/Реєстрація
Ви можете використати свій код клієнта.

Відновлення VWT2 / Операция на теле, «без лица» Часть: 2

Ремонт кузова или «операция на теле».
 

Часть вторая – "Без лица"
 

 

На дворе было начало ноября 2012. Николай и Дмитрий заканчивали заднюю часть автобуса и вот-вот должны были перейти к передней части.  Ремонт передней части был невозможен ввиду того, что для установки радиатора системы охлаждения передняя часть была «модернизирована», её порезали. Восстановить внешнюю часть проблем не составляло, но вот восстановить внутренние каналы распределения подачи воздуха было практически невозможно! Ранее для этих целей предусматривалась порезка донора, но с этой мыслью я распрощался, как только привез донора в Киев, поэтому надо было искать другой вариант. И этот вариант был – это был тот автобус из Крыма (Саки), с которого я ранее купил двигатель, который в итоге не был установлен, почему, было описано в статье о восстановлении двигателя. Я связался с владельцем Сергеем Фирсовым на форумах бусоводов известным под ником «Леший», тот сказал, что уже снял с автобуса что хотел, и я могу приехать и отрезать себе «морду».

Ехать тысячу километров только для того, чтобы взять запчасти было слишком расточительно, поэтому мы решили сделать командировку по южному региону, конечной точкой которой были Саки! Так, стартовав 12 ноября из Киева, впереди лежал маршрут «Одесса – Николаев - Херсон- Симферополь-Саки».

Уже 12-го вечером в Одессе мы встречались с Юрием Гореловым (моторист, у которого в то время находился наш двигатель на дефектовке). Он сообщил вердикт, скорее приговор, что необходимо, чтобы вдохнуть жизнь в тот набор из деталей - так называемом двигателе, что я привез ему на дефектовку. В перечне в том числе были головки цилиндров. В размышлениях мы продолжали намеченную командировку, посещая одного за другим наших партнеров, клиентов, друзей. В четверг утром 15 ноября мы прибыли в Симферополь, на который по плану было выделено два дня. Первый же визит в ЧП «Вариант» принес двойной результат, первый непосредственно по бизнесу, а второй… Во время разговора с директором, я поведал, что восстанавливаю VW T2, и сейчас ищу детали для двигателя. Неожиданно директор сказал, что у них в неликвидах два комплекта головок для воздушного двигателя для 1.6 и 2.0, и если я заберу их по себестоимости он будет благодарен. После того как я узнал себестоимость, в ту же секунду и я стал благодарен и судьбе, и директору Варианта. Головки лежали на складе уже далеко не первый год, закуплены они были по курсу 5, соответственно цена была более чем привлекательной! Забрав головки, мы отработали обязательную программу, переночевав в Симферополе, рано утром в  субботу 17-го ноября мы выехали с Саки.

Быстро найдя мастерскую Лешего, несколько минут на знакомство и вот он Автобус, чье «лицо» вскоре должно быть имплантировано в нашего пациента.

С него практически все было демонтировано, в том числе и подвеска, он уныло стоял на деревянных колодках и смиренно ждал своей участи.

Мне не терпелось приняться за работу, и мы сразу же приступили.

Я сделал знак уважения, и стал последим, кто сидел в этом автобусе за рулем! Мысленно я попросил его помочь мне взять детали, которые были нужны для восстановления другого его собрата.

По словам Лешего этот автобус имел российскую регистрацию, документы были уже давно утеряны, и никакой другой судьбы у него не было, кроме как пойти на разборку.

Сделав необходимые приготовления, мы приступили к работе.

Я точно не знал, что потребуется для нашего автобуса, поэтому решил отрезать всю переднюю часть целиком, чтобы позже не жалеть,  если какого-то элемента не будет хватать. 



Я разрезал пол кабины и перерезал продольные лонжероны, также перерезал ступени и боковые детали

Крыша была последней…

И вот он момент отсоединения

 

Отсоединение состоялось в 13. 39, на всю операцию было потрачено 2 часа и 34 минуты.

 Я не без грусти взглянул на то, что осталось от автобуса…

И, сняв еще несколько важных для меня деталей, в том числе крышку багажника, мы приготовились к погрузке. Так же я забрал с собой и таблички с кузова - очень хотелось узнать судьбу этого автобуса.

Загрузив весь ценный груз, мы в 16.30 отправились по направлению к Киеву.

Переночевав в Николаеве, ближе к вечеру в воскресенье 18 ноября мы прибыли в Киев.  Можно было бы не останавливаться на описании ночевки в Николаеве, если бы не один исторический момент. Будучи в Николаеве по пути в Крым мы встречались с Кравченко Владимиром, нашим хорошим партнером. Во время обеда он сказал, что у его знакомых есть VW T1! Я естественно сразу же понял, что речь идет о Т2, я согласился посмотреть на него. К его знакомым мы приехали уже поздно, но когда я увидел, что мне хотели показать, у меня перехватило дух – это был VW Т2а! В раздумьях я провел остаток командировки. И на обратном пути решил посмотреть на него еще раз. Посмотрев, тут же договорились о сделке. Это был редкий экземпляр, больше которых в Украине точно не станет. В Николаеве нас встречал Игорь Мигачев, так как мы спешили, то договорились, что Игорь его купит, он простоит в Николаеве до весны, а весной мы его перевезем в Киев. Вот такая была ночевка в Николаеве.

Как только я переступил порог дома, я сел за компьютер. Открыв знакомый сайт по декодированию м-плат, я ввел туда данные с табличек крымского автобуса (о Т2а расскажу в отдельной статье). Несколько секунд, и вот она родословная:

M-CODES

M-CODE

Description

Concerned models

From chassis number

To chassis number

 

227

Detachable headrests for all seats in cabin (with M161 only)

2x3 2 000 001

 

 

508

With vent wing in passenger compartment opposite sliding door

221-244

 

2x1 2 300 000

 

508

With vent wing in sliding door and in all windows in the opposite side panel

221-244

2x2 2 000 001

2x7 2 300 000

 

508

Sliding window in the side panel opposite the sliding door

271
274

2x2 2 000 001

 

 

508

With vent wing in the Double Cab door and in the opposite side panel

265-268

2x2 2 000 001

 

 

D02

Collection of M-codes: M 067/068/085/089/102/161/185/206/235/253/506/507/511/524 (1975)

2x5 2 000 001

2x5 2 300 000

 

 

067

12V 54 Ah battery instead of 45 Ah

   

 

 

068

Two front towing hooks

261-268

   

 

 

085

Filled in factory with double amount of petrol (used for driving on and off the train, for example)

   

 

 

089

Laminated windscreen (1969-1979)

2x9 000 001

2x9 2 300 000

 

 

102

Rear-window defogger

211-268

   

 

 

161

Seats in cabin with mountings for headrest

   

 

 

185

Seatbelts for all factory-mounted seats in cabin and in passenger compartment

211-244, USA

   

 

 

206

Inner rear-view mirror, anti-dazzle

   

 

 

235

Seats in passager compartment with mountings for headrest

221-244

2x4 2 000 001

 

 

 

253

Vehicle for North American market with tires from specific companies

   

 

 

506

With brake servo and dual circuit brake warning light (LHD)

211-271

   

 

 

507

Vent wings in cab doors

211-235
261-274

   

 

 

511

Padded instrument panel (LHD only)

211-271

   

 

 

524

Sealed beam headlamps, dual circuit brake control, back-up light and side marker reflectors (LHD) without emergency light system

211, USA, Canada
241, USA, Canada
265, USA, Canada

2x9 000 001

2x9 999 999

 

 

524

Sealed beam headlamps, dual circuit brake control, back-up light and side marker reflectors (LHD) with buzzer for ignition-starter switch

211, USA, Canada
241, USA, Canada
265, USA, Canada

2x0 2 000 001

2x2 2 000 000

 

 

524

Sealed beam headlamps, dual circuit brake control, back-up light and side marker reflectors (LHD)

211, USA, Canada
241, USA, Canada
265, USA, Canada

2x2 2 000 001

 

 

D02

Collection of M-codes: M 012/067/102/206/235 (1979)

2x9 2 000 001

2x9 2 300 000

 

 

012

Exhaust emission control installation and speedometer in miles instead of km (with M524 only)

   

 

 

067

12V 54 Ah battery instead of 45 Ah

   

 

 

102

Rear-window defogger

211-268

   

 

 

206

Inner rear-view mirror, anti-dazzle

   

 

 

235

Seats in passager compartment with mountings for headrest

221-244

2x4 2 000 001

 

 

                       

 

Этот автобус был выпущен 26 февраля 1973 года, всего на несколько, а точнее на 4.5 месяца младше нашего! Предназначался дилеру в Нью Йорке, был 7-ми местным микробусом с богатой комплектацией, включая мягкую торпедо, что для европейских машин еще было неслыханной роскошью. Так же я узнал, что купленный мною ранее двигатель не 2-х литровый, а объемом 1,7 л, это был один из первых двигателей Тип 4, которые устанавливались на VW T2!

 

Кратко подводя итоги командировки, я резюмировал: в Одессе получили почти приговор по двигателю, но уже через два дня в Симферополе на него были куплены первые запчасти. В Николаеве купили еще один Т2, в Саках взяли все необходимые для ремонта нашего автобуса детали. И плюс к этому очень положительные результаты по основному бизнесу.

 На следующий день в понедельник 19 – го ноября все привезенные детали были доставлены в Бровары.

И хотя «морда» еще ждала своей очереди, которая подошла только в начале января, крышку багажника сразу же «пустили в ход». Она была в состоянии, намного лучше «родной».

Остались следы оранжевой краски.

И теперь к передку!

То, что было в передней части без воздуховодов и отверстием под радиатор

Старое лицо отсверлили и, получилась наиболее яркая фотография в истории ремонта автобуса - «без лица»

Благодаря тому, что мы привезли из Крыма полностью переднюю часть, стало легче ремонтировать и другие детали, в том числе и усилитель бампера.

Таким был «родной» усилитель

 

После обрезки

 

И этапы ремонта, его полностью отсверлили, зачистили, и из двух сделали один!

Каков уровень коррозии!

И почти готовый усилитель

 

Далее была установлена демонтированная с донора панель, которая вообще отсутствовала в нашем экземпляре.

Тщательно очистив от ржавчины и загрунтовав скрытые полости, был установлен отремонтированный усилитель бампера.

После установки усилителя принялись за ремонт пола кабины и передних крыльев с подножками

Зазоры по левой, водительской двери, установить не удалось, поэтому были срезаны петли

Здесь хорошо видно насколько петля была смещена  вперед

Новая мордочка была установлена после работ в кабине, отсутствие которой явно облегчало доступ в разные закоулки. Итак, настало время примерить НОВОЕ лицо!

 Вот оно  родное, такое красивое, и теперь навсегда! А так было до

И вид изнутри, родные воздуховоды, тщательно очищенные от коррозии, готовые к дальнейшей службе.

Обе передние двери были со слоями шпатлевки и до конца скрывали то, что находится под ней

Снятие шпатлевки вручную

 

А вот то, что под ней

 

Ремонт крепления зеркала, т.к. на момент покупки там уже стояли от Газели.

Восстановленные шаг за шагом двери обрели новые детали, правильную геометрическую форму и новый внешний вид.

Левая, водительская дверь была ничуть не лучше, описание ремонта я решил опустить.

После того как передние двери были отремонтированы, возле усилителя бампера изготовили и вставили небольшие детали-косынки.

Неизвестно какие сиденья были установлены в салоне до того, как автобус был куплен, т.к. во время продажи прежний владелец очень извинялся, что они отсутствуют – собаки разорвали. Оригинальные места крепления отсутствовали, вместо них были приварены непонятные кронштейны.

 Пришлось восстанавливать гребенку водительского сиденья,

которая была позаимствована у крымского донора, и правую часть пассажирской «двушки».

Во время демонтажа передних крыльев было обнаружено, что усилитель крыльев отсутствует. Видимо при ремонте ранее посчитали эту деталь лишней для «пенсионера», и решили её упразднить.

Но мы, вдыхая новую жизнь, не могли не восстановить её. Николай своими руками полностью изготовил два усилителя, левый и правый с «нуля».

Место для их установки было тщательно зачищено, отпескоструено и загрунтовано.

Я думаю, что даже те, кто способен сделать что-то своими руками оценит подход и уровень изготовления такой сложной детали. Но изготовление усилителей крыла было не верхом, как оказалось чуть позже. Сдвижная дверь была, наверное, в наихудшем  состоянии. И то, как она была восстановлена, это поистине искусство!

Внимание! Сдвижная дверь!

Старт, снятие шпатлевки

 

Развальцовка «ремонтного» участка

Демонтаж ремонтной вставки

 

Удаление следов предыдущего ремонта и обрезка наиболее короидированных участков

Все «лишнее» удалили, обрезали, начало восстановительных работ!

Изготовление и монтаж детали за деталью

Примерка созданного заново изделия к «телу»

Тщательная обработка пескоструем, чтобы удалить всю коррозию

Грунтование отпескоструенных поверхностей

И наконец, финишные работы

Готовое изделие – Дверь сдвижная!

Я думаю, что процесс восстановления сдвижной двери не оставил равнодушным никого, кто дочитал до этого места! Мне чрезвычайно приятно сейчас во время написания статьи еще раз пережить этот процесс восстановления и поделиться им с Вами.

На этом, к сожалению, ремонт не был закончил, и я продолжаю.

Низ оконных рам всех без исключения окон был очень «побит» коррозией, для ремонта пришлось вырезать и имплантировать новые вставки, пример на сдвижной двери.

Окно напротив сдвижной двери.  видны следы от такого же вида ремонта

Готовый вид заднего окна, и оставленные безжалостной коррозией следы

И приведу еще ремонт участка под лобовым стеклом, это место является проблемным для всех без исключения автобусов Т2

Технологический процесс еще одного «проблемного» места

Самая нижняя точка продольного лонжерона. При отсутствии защиты, во время движении через технологические отверстия в лонжероне туда попадает вода, и, поскольку выхода ей нет, там она скапливается. Со временем туда попадает пыль и вместе с водой образуется «любимая» среда для коррозии.

Это место видимо уже требовало ремонта ранее, о чем красноречиво свидетельствуют швы и латки.

 

Количество «добытого» оттуда грунта подтверждает высказанную выше мысль.

Только качественный металл и его толщина (в те годы это было нормой) предотвратили это место от полного разрушения.

 

Такое же количество грунта высыпалось и с другого,  левого лонжерона.

Все вырезали, теперь шаблоны и изготовление новых деталей

Примерочка

Вроде все подходит, осталось только обварить. К сожалению, фотографии окончательного вида готового лонжерона не нашел…

Практически все уже готово оставался монтаж пола в салоне и ремонт пола в багажном отделении.

Технологический процесс завершения работ по укладке пола в салоне. При разборке автобуса пол был покрыт фанерой и линолеумом, в таких условиях, когда не было нормальной вентиляции, коррозия могла чувствовать себя «комфортно». Во время заказа кузовных деталей я заказал одну целую правую половину, она мне казалась более поврежденной и одну ремонтную вставку.

Для не хватающей части, ребята выбрали из демонтированного пола часть, что была получше.

 

И процесс её подготовки к монтажу:

- Отсверлили крепление сидений

- Доварили отрезанный отгнивший  ранее угол

-  Наложили латки где было необходимо

- Купленную ремонтную часть подготовили, отрезав необходимый размер

И, приварив кронштейн, для установки

 предварительная примерка

Теперь подгонка всех деталей и крепления сидений:

- изготовление недостающей планки крепления сидений

-  отсверливание пластины с новой правой части пола. Как оказалось, эта часть для VW T1, и для установки на Т2 требуется серьезная доработка.

Примерка заднего ряда сидений (такие раздельные сидения были в доноре «Скорая помощь»)

Корректировок требовала и ремонтная вставка с левого борта.

 Доработка правой половины пола, для стыковки её в задней части

Подогнанные панели готовы к монтажу

Единственная родная часть пола нуждалась в дополнительной очистке от коррозии.

 Собственно пол салона загрунтованный и  готовый к установке.

Ремонт пола багажника.

В багажном отделении в полу был сделан люк для обслуживания двигателя водяного охлаждения, задача состояла в том, чтобы вернуть полу багажника первоначальный вид.

В моделях Т2 агрегатированных двигателем Type4 так же был люк для обслуживания двух карбюраторов сверху. Но в автобусах с «жучинным» мотором люков не было.

Восстановление модернизированного усилителя пола багажника

Закрытие люка НАВСЕГДА!

Вид на восстановленные усилители с моторного отсека

Основные узлы и детали были уже отремонтированы, но остававшиеся еще нуждавшиеся в ремонте были не менее важны для окончательного результата.

Трубки органов управления. Поскольку в Т2 двигатель находится сзади, а кабина спереди, то для управления двигателем нужно соединить кабину и моторный отсек, для этого служат тросики, которые уложены в трубки соответствующего диаметра, проложенные под полом салона. Я привел картину «до ремонтного периода» для наглядности размещения «тросик содержащих трубок».

Всех трубок – восемь.

Две для ручного тормоза, еще две для управления заслонками теплообменников, сцепления, газа, и подсоса (управление воздушной заслонкой карбюратора), в моделях до 1975 года, где эту функцию начал выполнять электромагнитный клапан на карбюраторе. Обращаю внимание, для поклонников советской техники уже с 1975 года на фольксвагенах не устанавливалась ручка подсоса!

Трубки находились в плачевном состоянии, часть была забита, часть переломана. Найти подобные на базаре не удалось, и ребята восстановили родные.

Из трубок были извлечены остатки тросиков и грязи

 Они были тщательно зачищены,  в местах разлома были наложены бандажи

Еще хотелось бы упомянуть о подаче теплого воздуха. От  двигателя (от двух теплообменников) теплый воздух через тройник сводится в один поток и подается в салон и кабину. Предыдущим хозяином был установлен двигатель водяного охлаждения и, соответственно, в салоне стояла «москвичевская» печка, все родное, в том числе и тройник, было вырезано. 

Тройник был позаимствован у донора (скорой помощи). Немало трудностей было с его извлечением, и ребятам пришлось его разрезать. Далее установить и сварить назад.

Далее теплый воздух идет под полом и заходит в салон через специальное отверстие и распределитель, о восстановлении которого было написано в первой части кузовного ремонта. В кабину он попадает через Г-образную трубу. Эта труба так же отсутствовала, я привез её из Крыма вместе с «мордочкой», она требовала, чтобы в нее вдохнули жизнь. И ниже несколько фотографий о том, как это было сделано.

Трубка была развальцована,

прогнившие участки заменены ремонтными вставками.


Готовое изделие

И в конце для завершающего этапа я выбрал бампера как детали, придающие законченный вид любому транспортному средству. Что касается «родных» бамперов, то сзади его не было вообще.  Помните фаркоп, который отвалился вместе с куском лонжерона… передний есть, но он так наколхожен… Решено было взять бампера с донора. В целом они были в порядке, только нуждались в рихтовке.  Как оказалось, дело это непростое, т.к. металл очень толстый и к тому же качественный очень. Диме пришлось изрядно повозиться с ними, чтобы добиться хорошего результата.

Подготовка к покраске через пескоструй.

 

На этом считаю допустимым закончить вторую статью и подытожить. Почему допустимым? Потому что в данных двух статьях количество отремонтированных деталей отражено не на 100%, описание мелких подробностей я опускал и старался избежать повторяющихся. Очень хочу верить, что я передал тот объем работ и количество труда, которое было необходимо для выполнения кузовного ремонта. Ровно 1 год был затрачен на кузовной ремонт, за это время стоимость ремонта поднималась несколько раз и в итоге превысила первоначальную в два с половиной раза и весь бюджет на восстановление, в который я рассчитывал «поместиться» после покупки. Однако, большое количество прочитанных книг позволяют мне смотреть на расходы с несколько другой стороны: деньги – это инструмент для достижения цели, они всегда найдутся, возьмутся ниоткуда, когда человек одержим целью и несмотря ни на что идет к ней. Так и в нашем случае, потраченные деньги принесли удовольствие от полученного результата, и я не сомневаюсь, что они окупятся сторицей теми эмоциями, которые принесет наш автобус на дорогах.

Наверняка многие из тех, кто понимает, в очередной раз спросят: «Какой смысл был в таком ремонте? Это  затраты, которые не стоят результата» будут совершенно правы. В оправдание скажу, что мы часто делаем глупости от большой любви, и вот, в данном случае, я пошел на такой ремонт именно от любви к данному конкретному АВТОБУСУ.

Кузовной ремонт закончен, далее покраска и восстановление отдельных узлов и деталей.

Спасибо!

01.01.2015                                                                            Богдан Дука


Коментарі
Янчук Николай Всеволодович 22:17 16/12/2021
На какой стадии восстановление ?
Дмитрий 16:09 14/02/2018
Восхищен! Будет ли продолжение? Или автобус уже уехал?
Горгуль Александр Анатольевич 21:57 21/10/2016
Что-то тема затихла...
Бус- авто Одеса 17:18 13/05/2016
Видел многое по долгу службы, но то что вижу на фотографиях выше можно описать лишь одним словом - ВОСХИЩЕН ! В первую очередь выдержкой и терпением, сам лично так не смог бы.
Александр 19:47 11/12/2015
Когда уже ?! Салон готов?
влад 09:58 04/03/2015
все киевские фирмы в том числе и вмс динамят меня с расточкой постели коленвала, похоже еще не всех обошел
Горгуль Александр Анатольевич 19:10 03/03/2015
Богдан Петрович, 30% работы выполнено! Я имею в виду кузовщину в объеме всей работы по Бусу. Здоровья и денег побольше!
влад 12:05 02/03/2015
у меня другая проблема, не один год мучаюсь, мне надо в постели коленвала убрать элипс, не могу найти фирму у которой есть специальные фольцвагеновские фрезы для расточки постели коленвала.
Горгуль Александр Анатольевич 19:48 03/03/2015
И о каких это "специальных фрезах" идет речь?! Это просто не хотят махаться и пудрят мозг!
Горгуль Александр Анатольевич 19:46 03/03/2015
Влад, извини, но тебе нужен спец и горизонтально-расточной станок. Имел такую же проблему, все сделали в Горловке.
АВТОЦЕНТР " ЕВРОПА-СЕРВИС" 16:32 23/02/2015
Это просто титаническая работа. Я в свое время сам восстанавливал гнилой опель омега. Но то что я вижу на фотографиях, это же кузов с нуля. Действительно очень тяжелый путь. Неужели не было кузова целей?
Дука Богдан Петрович 23:57 01/03/2015
Кузов наверное был, а вот ждать сил не было. Очень хотелось, вот и результат...
Ковмир Юлия 00:42 21/02/2015
Богдан, у тебя все получится!!! Да, ты пошел тяжелым путем, но результат того стоит. Удачи тебе, ждем продолжения )))
Дука Богдан Петрович 23:56 01/03/2015
Спасибо Юля, приятно, что ты с нами!
влад 14:39 13/02/2015
Ребята преклоняюсь перед вами ,такой кропотливый труд!, я бы пошел другим путем менее законным, но с другой стороны,не разложив бычка на молекулы не узнаешь как он устроен! Ваш труд тянет на книгу Гиннеса.
Дука Богдан Петрович 17:01 18/02/2015
Спасибо, в начале я не понимал, во что это все выльется. Хотел восстановить автобус именно такой каким его сделали на заводе. Сейчас конечно же пошел бы уже другим путем. Но сейчас уже азарт довести дело до конца!